Транспортный налог. Справочник по налогу

Всё, что нужно знать про транспортный налог, в одной статье

0

Транспортный налог

В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта.

Устанавливая транспортный налог, региональные законодатели определяют налоговую ставку в пределах, установленных в НК РФ. В отношении компаний определяются также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога региональные власти могут также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (см., например, письма Минфина России от 15.01.2019 N 03-05-06-04/1113 и от 18.12.2018 N 03-05-06-04/92264).

1. Налогоплательщики

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

2. Объект налогообложения

На основании п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения налогом, в частности, признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Обратите внимание: чиновники упорно придерживаются той позиции, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования транспортного средства налогоплательщиком (см., например, Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2009 N 835-О-О, письмо Минфина России от 28.12.2018 N 03-05-05-04/95689).

В письме ФНС России от 26.10.2018 N БС-4-21/20949@ чиновники напоминают, что регистрация транспортного средства прекращается по заявлению владельца, в том числе в случае прекращения права собственности на транспортное средство или его утилизации на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.

2.1. Исключения

Как следует из п. 2 ст. 358 НК РФ, не являются объектом налогообложения:

  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные через органы социальной защиты населения (см. письмо Минфина России от 27.11.2018 N 03-05-06-04/85622);
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельхозпроизводителей и используемые при сельхозработах для производства сельхозпродукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления «компетентным органам»;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона или кражи документом, выдаваемым в полиции.

2.2. Проблема с конфискацией

Невероятно не повезло тем, у кого автомобиль конфисковали. В этом случае вы не только будете ходить пешком, но еще и продолжите платить транспортный налог, как будто машина у вас все еще есть.

Об этом написано в письме ФНС России от 01.02.2017 N БС-4-21/1735.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено в НК РФ только в случае снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога, за исключением угона транспортного средства или возникновения права на налоговую льготу, в НК РФ не установлено.

Следовательно, в случае конфискации транспортного средства без снятия его с регистрационного учета уплата транспортного налога производится налогоплательщиком в общем порядке (см. также письмо Минфина России от 30.09.2013 N 03-05-06-04/40408).

Более того, отдельная проблема связана со снятием конфискованного автомобиля с учета.

В соответствии с п. 45 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации изменение регистрационных данных транспортных средств на основании решений судов об их возврате, изъятии или отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения об изменении права собственности на транспортные средства либо на основании других документов, составленных в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, осуществляется при представлении заявлений соответственно:

  • лицом (лицами), которому (которым) согласно решению суда должно быть возвращено или передано транспортное средство;
  • должностными лицами, определяемыми решениями судов;
  • судебными приставами-исполнителями;
  • уполномоченными на то должностными лицами органов социальной защиты населения либо иными лицами в предусмотренных законодательством РФ случаях.

Как видите, возможности подать необходимое заявление на снятие машины с учета для лица, у которого автомобиль конфисковали, как ни странно, нет (см., например, Определение Верховного суда Чувашской Республики от 11.04.2012 N 33-1025/2012).

При этом чиновники открыто заявляют, что понятия не имеют, как в данной ситуации действовать налогоплательщику.

Нам кажется, что нужно обращаться в суд.

Так, например, в Апелляционном определении Ставропольского краевого суда от 28.05.2013 N 33-2638/13 судьи решили, что для исчисления транспортного налога решающее значение имеет факт утраты права собственности на автомобиль, а не регистрация автомобиля в ГИБДД.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается на основании конфискации имущества. Согласно п. 1 ст. 243 ГК РФ под конфискацией понимается безвозмездное изъятие у собственника имущества по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения.

Таким образом, у бывшего собственника отсутствует обязанность по уплате транспортного налога с конфискованного автомобиля. А регистрация автомобиля в ГИБДД за бывшим владельцем не имеет никакого значения, потому что регистрация транспортных средств производится для их допуска к участию в дорожном движении и не является подтверждением возникновения, перехода или прекращения права собственности на транспортное средство.

3. Налоговая база

В ст. 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

При этом налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

К сожалению, когда налогообложение зависит не от стоимостных, а от физических показателей, может возникнуть абсолютно тупиковая ситуация. Это доказывает, например, письмо Минфина России от 28.05.2018 N 03-05-05-04/35819, в котором рассматривалась следующая ситуация.

На компанию зарегистрирован автомобиль, имеющий один двигатель, способный работать на двух видах топлива — бензине и газе. При этом в паспорте транспортного средства на данный автомобиль указана мощность двигателя в лошадиных силах в зависимости от вида используемого топлива, т.е. отдельно для бензина и газа.

Так, при использовании бензина мощность двигателя автомобиля составляет 100 л. с., а при использовании газа — 90 л. с. При эксплуатации автомобиля используются оба вида топлива.

Исходя из какой именно мощности двигателя автомобиля компания должна определять налоговую базу по транспортному налогу? Видимо, чиновники зашли в тупик, потому что они высказали мнение, что при расчете транспортного налога должна учитываться максимальная паспортная мощность двигателя, в частности, в приведенном случае — 100 л. с.

В идеальном случае, если бы компания постоянно использовала только один вид топлива, можно было бы, как нам кажется, взять ту мощность, которая соответствует этому виду топлива. А в качестве доказательства предоставить путевые листы и документы о заправке.

Но когда используются два вида топлива, может быть, можно было бы рассчитать некий коэффициент использования разного вида топлива…

Тем не менее с практической точки зрения стоит воспользоваться советом чиновников. Как минимум, это позволит избежать ненужных споров с налоговиками, а сумма экономии вряд ли составит такую величину, из-за которой стоит идти в суд.

Хотя, конечно, если таких машин у налогоплательщика не одна.

4. Периоды уплаты

На основании ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Отчетными периодами для компаний признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. Впрочем, региональные законодатели вправе и не устанавливать отчетные периоды.

5. Налоговые ставки

Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки для автомобилей устанавливаются региональными законами в зависимости от мощности двигателя в лошадиных силах. (Правомерность установления размера ставок в зависимости от мощности двигателя подтверждена Определением Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 N 1613-О-О.)

Речь идет о стандартных ставках. Они могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. (Правомерность такой огромной дифференциации подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 N 600-О-О.) Но указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок:

  • в отношении каждой категории транспортных средств;
  • с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств;
  • с учетом их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Например, если автомобиль был выпущен в 2016 году, то на 31 декабря 2016 г. количество лет равно нулю, на 1 января 2017 г. — один год, на 1 января 2018 г. — два года, на 1 января 2019 г. — три года и т.д. (см., например: письмо Минфина России от 27.05.2011 N 03-05-05-01/36).

И только в случае, если региональные власти не примут собственные размеры ставок налога (в разрешенных им пределах), уплата налога производится по стандартным ставкам.

6. Налоговые льготы

Граждане, имеющие право на налоговые льготы, подают налоговикам заявление о предоставлении такой льготы.

С 1 января 2018 г. граждане вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. А могут и не представлять! (См., например, письмо Минфина России от 26.04.2018 N 03-05-06-01/28324.)

И если они этого не сделают, дальше порядок будет такой.

В случае если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у налоговиков отсутствуют, налоговая инспекция по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие указанное право, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.

Лицо, получившее запрос налоговиков о представлении данных сведений, должно исполнить его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщить в налоговую инспекцию о причинах неисполнения запроса.

И если сведений о наличии права на льготу налоговики нигде не обнаружат, то в течение трех дней со дня установления этого печального факта они обязаны проинформировать об этом налогоплательщика. В этом случае ему будет предложено все-таки самому озаботиться представлением налоговой инспекции необходимых документов.

Кстати, форму заявления о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждают в ФНС России (см. Приказ от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@).

7. Порядок исчисления

Порядок исчисления суммы налога и авансовых платежей по нему прописан в ст. 362 НК РФ.

Компании исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по транспортному налогу самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате гражданами, исчисляется налоговиками на основании сведений, которые представляются в инспекции органами, проводящими госрегистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма транспортный налог, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого автомобиля как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет компаниями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу. Налогоплательщики-компании исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента.

Впрочем, региональные власти при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи.

Повышающий коэффициент равен:

  • 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом исчисление указанных сроков начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

Срок исчисления количества лет, прошедших с года выпуска легкового автомобиля, в отношении которого применяется повышающий коэффициент, установленный в п. 2 ст. 362 НК РФ, исчисляется с года выпуска транспортного средства по налоговый период, за который уплачивается транспортный налог. Об этом было сказано в письме Минфина России от 18.05.2017 N 03-05-05-04/30334.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 N 316.

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга России.

При этом, по мнению чиновников, применение повышающих коэффициентов обоснованно при условии, что в перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. содержится описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в меньшем объеме по сравнению со сведениями из ГИБДД о данной марке автомобиля, а также для обратной ситуации. Об этом было сказано в письмах Минфина России от 12.07.2017 N 03-05-04-04/44504 и ФНС России от 02.04.2018 N БС-4-21/6138.

8. Коэффициент владения

В случае регистрации автомобиля или снятия его с учета в течение налогового или отчетного периода исчисление суммы налога или авансового платежа производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде.

Если регистрация автомобиля произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие автомобиля с регистрации произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации или снятия с нее.

Если регистрация автомобиля произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации или снятия с нее автомобиля не учитывается при определении рассматриваемого коэффициента.

9. Порядок и сроки уплаты

Согласно ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

9.1. Компании

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей для компаний устанавливаются законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В течение налогового периода компании уплачивают авансовые платежи по налогу, если региональными законами не предусмотрено иное. По истечении налогового периода нужно будет уплатить сумму налога.

9.2. Граждане

Транспортный налог подлежит уплате гражданами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Они уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговой инспекцией.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Граждане уплачивают транспортный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

С уплатой налога гражданами есть несколько важных нюансов.

Может ли, например, работодатель уплачивать транспортный налог за работника?
Чиновники почему-то полагают, что нет (см. письмо Минфина России от 18.09.2017 N 03-02-07/2/59998).

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в соответствии с налоговым уведомлением, в котором указываются подлежащие уплате суммы соответствующих налогов.

НК РФ не предусматривает уплату транспортного налога посредством удержания работодателем денежных средств из заработной платы налогоплательщика и их перечисления в бюджетную систему РФ.

Это очень странная, на наш взгляд, позиция. Почему работодатель не может на основании поручения работника удержать у того из заработной платы и перечислить в бюджет сумму транспортного налога, которую можно взять из того же самого уведомления?
(Вопрос не в том, где НК РФ это разрешает; вопрос в том, где НК РФ это запрещает?)

Как указано в письме ФНС России от 26.09.2017 N ЗН-3-22/6394@, важно только, чтобы расчетный документ был заполнен плательщиком правильно и на основании него можно было четко определить, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется. (А работодатель уплатил налог или не работодатель — какая разница?)

И напомним, что с 1 января 2019 г. вступила в силу ст. 45.1 НК РФ, введенная Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования». Она ведет к дальнейшему упрощению уплаты гражданами имущественных налогов.

Предполагается, что налогоплательщик-гражданин будет платить одну единственную сумму (возможно, авансом), а налоговики потом сами распределят поступившие средства между налогами и бюджетами.

Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Единый налоговый платеж может быть уплачен за гражданина и иным лицом, причем после уплаты вернуть деньги это «иное лицо» уже не сможет.

Единый налоговый платеж перечисляется по следующему алгоритму:

  • по месту жительства налогоплательщика;
  • если его нет — по месту пребывания;
  • если его нет — по месту нахождения недвижимости.

После получения денег налоговики самостоятельно погашают за счет этих средств суммы начисленных налогов, недоимку, пеню и проценты, которые начисляются за отсрочку или рассрочку по уплате налога в соответствии со ст. 64 НК РФ.

Порядок зачета сумм единого налогового платежа един — последовательно, начиная с меньшей суммы налога, в сроки, установленные для уплаты налога. О зачете налоговики сообщают гражданину в течение пяти дней со дня наступления установленного срока уплаты соответствующих налогов.

Согласно пп. 8 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной со дня принятия налоговиками решения о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в счет исполнения его обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога или налога на имущество физических лиц.

Кстати, в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих уплату налогов.

Таким образом, сохранность документов, подтверждающих уплату гражданином транспортного налога, следует обеспечивать в течение четырех лет (см., например, письмо Минфина России от N 03-05-06-04/1811).

9.3. Перерасчеты

Возврат или зачет суммы излишне уплаченного или взысканного налога в связи с перерасчетом суммы налога производится за период такого перерасчета в порядке, установленном в ст. ст. 78 и 79 НК РФ.

Такое бывает, если при расчете налога была допущена ошибка или когда налогоплательщик задним числом обратился за использованием налоговой льготы.

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах.

9.4. Неизбежность уплаты

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора прекращается со смертью физического лица — налогоплательщика.

Однако задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 НК РФ, — а это и есть транспортный налог, — и ст. 15 НК РФ, умершего лица или лица, объявленного умершим, должна погашаться наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном в ГК РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя.

10. Налоговая декларация

Компании по истечении налогового периода представляют налоговикам по месту нахождения автомобилей налоговую декларацию. Это нужно сделать не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации налоговикам по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Итак, по общему правилу компании, на которые зарегистрированы транспортные средства, представляют налоговую декларацию по транспортному налогу и производят уплату транспортного налога в бюджет субъекта РФ по месту нахождения транспортных средств, указанному в уведомлении о постановке на учет российской компании в налоговой инспекции (см. письмо ФНС России от 30.03.2018 N БС-4-21/6096).

 


Вы читали статью «Транспортный налог. Справочник по налогу»

Еще статьи в рубрике «Нормативные акты»
Транспортный налог. Справочник по налогу
5 (100%) 1 vote[s]

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.