Системы страхования инвестиций

Создание систем гарантий от финансового мошенничества

0

Системы страхования инвестиций

Тревожно бытие человека, делающего первые неуверенные шаги по дороге финансового рынка в достижении своих финансовых вершин. Тревожность не покидает и искушенного инвестора, знающего экономические законы жестокого фондового рынка, но аккуратно пробирающегося по тропинке через трясину финансового небытия. Тревога судорожной дрожью пробегает и по телу финансового гуру перед очередным шагом на минном поле рынка. Абсолютно все инвесторы пребывают в предвкушении надежды не познать очередной роковой опыт от идеи, которая может буквально по волшебству закрутиться в спираль авантюры международного масштаба. Некоторые считают, что в этом должны помочь Системы страхования инвестиций.

Калейдоскоп ночных кошмаров беспокоит инвесторов всего мира, прекрасно понимающих зыбкость реальности рынка и его обманчивую твердь. Отечественный инвестор далеко не исключение из этого правила. Детские болезни и отроческие шалости, ребяческие капризы и чудаковатые странности гипертрофированного роста, а также тайные секреты юности — все это свойственно почти 25-летнему российскому финансовому рынку. Проверенный отечественный инвестор, знакомый со всеми особенностями рынка, уже не удивляется рудиментам его эволюции и стремительным историям инсайда, не пугает его марсианский инвестиционный климат, а также громоподобная поступь регулятора в посудной лавке. Какие риски на рынке никогда не отпустят горло инвестора? Что объективно находится вне любого внимательного инвестиционного взгляда?

Размышляя о подводной части айсберга, потопившего не одну тысячу титаников частных инвесторов, необходимо сказать о мошенничестве и банкротстве профессиональных участников финансового рынка. Финансовые посредники — наши проводники на просторах всех сегментов финансового рынка. Все проводники имеют соответствующую лицензию или запись в реестре, что предоставляет право деятельности посреднику на финансовом рынке под строгим присмотром Банка России и СРО.

Бывает, что время от времени наши поводыри «слепнут». Уже на ощупь ведут своих подопечных, повинуясь исключительно законам вероятности. О финансовом успехе тут говорить уже не приходится, но беды еще можно избежать.

Хуже, когда поводырь «устает от своего бизнеса» и (или) начинает тихо болеть, несправедливо перекладывая издержки финансового недуга на плечи инвесторов. А вот предательство проводника фатально для инвестора. Подлый удар в спину плеяды инвесторов на рынке ценных бумаг совершается почти ежегодного. Масштаб бедствия последних лет составляет около 700 млн руб. ущерба для инвесторов в год.

Системы страхования инвестиций

Как правило, горе-инвесторы — это простые люди, которые в очередной раз поверили финансовому рынку и доверили свои сбережения в надежде повысить уровень и качество жизни. Обман и утрата средств, доверия к рынку, государству, финансовым инструментам, стимулов инвестирования — тяжелая цена. Люди тихо умирают в нищете, обивая пороги судебных, правоохранительных, контролирующих и надзирающих организаций.

Перечень стратегий государства

В Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 — 2018 годов, одобренных Советом директоров Банка России 26 мая 2016 г., среди приоритетных целей развития российского финансового рынка Банк России назвал следующую:

«Повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации за счет использования инструментов финансового рынка. Достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу страны как ведущей мировой экономической державы, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан, является стратегической целью государственных органов Российской Федерации. Выполнение важных социально-экономических задач сопряжено с необходимостью развития финансового рынка, способствующего повышению доступности и качества финансовых услуг и, как следствие, повышению уровня и качества жизни населения».

Немного пафосно, если смотреть на насущную российскую реальность.

А ведь повышение уровня и качества жизни лежит в основе целого перечня стратегий государств:

  • Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 N 2043-р (утратила силу);
  • Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р;
  • Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.07.2013 N 1293-р;
  • Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р;
  • Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р;
  • Стратегии повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018 — 2020 годов, одобренной Советом директоров Банка России 26 марта 2018 г.;
  • Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 — 2018 годов;
  • проекте Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 — 2021 годов, подготовленном Банком России.

Почему при таком количестве стратегий проблема мошенничества и финансовой несостоятельности (банкротства) до сих пор не решена? Сколько это безобразие будет продолжаться и когда закончится?

Варианты защиты прав инвесторов — физических лиц

25 лет государство последовательно решает проблему мошенничества и банкротства в целях обеспечения надежной защиты инвестора на российском финансовом рынке. В настоящее время на инвесторов распространяются нормы Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», к сфере регулирования которого относится защита прав физических лиц, чьим объектом инвестирования являются эмиссионные ценные бумаги. Указанным Законом предусмотрены следующие варианты защиты прав инвесторов — физических лиц.

Во-первых, возможность осуществления защиты прав и законных интересов общественными объединениями инвесторов — физических лиц.

Во-вторых, право СРО в сфере финансового рынка, объединяющей профессиональных участников рынка ценных бумаг, на создание компенсационных и иных фондов в целях возмещения понесенного инвесторами — физическими лицами ущерба в результате деятельности ее членов. Последнее государством пока так и не было сделано.

Кроме этого, до принятия Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» в соответствии с Указом Президента РФ от 18.11.1995 N 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» был создан и действует по настоящее время Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров.

Фонд осуществляет компенсационные выплаты клиентам организаций, включенных в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе клиентам профессиональных участников рынка ценных бумаг. Размер компенсации составляет 25 тыс. руб., для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны — 250 тыс. руб. Указанный размер компенсации, очевидно, сложно назвать достаточным инструментом защиты имущественных прав инвесторов. Однако это лучше, чем совсем ничего.

Таким образом, сегодня на рынке ценных бумаг существуют лишь отдельные механизмы защиты прав розничных инвесторов. К сожалению, единый механизм гарантирования сохранности инвестиций физических лиц на рынке ценных бумаг в настоящее время отсутствует.

Следует отметить тот факт, что государство из года в год обещает создать достойную систему защиты прав национальным инвесторам. Такие обещания Правительства РФ содержатся в стратегиях по развитию финансового рынка. Более острожную политику обещаний использует Банк России в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 — 2018 годов, заверяя, что будет рассмотрена возможность создания системы защиты на рынке ценных бумаг и рынке кредитной кооперации.

Государство в условиях финансовых санкций

Сейчас, наверное, как никогда ранее, российское Правительство близко стоит перед необходимостью грандиозных реформ. Одним из важных факторов успешности реформ, проводимых на финансовом рынке, является наличие эффективно работающих институтов и механизмов, нацеленных на защиту прав и законных интересов инвесторов. К таким механизмам прежде всего относятся системы гарантирования, предполагающие осуществление компенсационных выплат инвесторам в случае возникновения серьезных проблем у финансовых посредников и неспособности их отвечать по своим обязательствам.

Для России в нынешних условиях, когда произошло закрытие многих внешних источников финансирования и снижение цен на сырьевые ресурсы, важной задачей являются стимулирование розничного инвестора к размещению средств на российском финансовом рынке и создание благоприятных условий для его деятельности на финансовом рынке. Компенсационные механизмы в мировой практике зарекомендовали себя как неотъемлемое условие для привлечения инвестиций населения на финансовый рынок, а в текущей ситуации в России отсутствие институтов надежной защиты тормозит экономическое развитие страны.

Защита инвестора выгодна всем участникам правоотношений на финансовом рынке, поскольку она позволит обеспечить баланс интересов всех участников рынка:

  • инвесторов — в части обеспечения сохранности их инвестиций и эффективной защиты их прав;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг — в части привлечения дополнительных инвестиций от физических лиц и роста клиентской базы;
  • государства — в части создания качественных условий для развития финансового рынка, обеспечения эффективности защиты прав инвесторов и повышения доверия к финансовому рынку в целом.

Защита прав инвесторов в мире

Механизмы защиты розничных инвесторов (компенсационные механизмы) созданы и действуют во многих странах мира как с развитыми фондовыми рынками (США, Канада, Франция, Великобритания, Сингапур, Япония), так и с развивающимися (Аргентина, Бразилия, Гонконг, Корея, Малайзия, Мексика, Болгария и др.).

Для стран, входящих в состав Евросоюза, с 1997 года установлены и действуют единые принципы создания компенсационных механизмов.

3 марта 1997 г. в Евросоюзе была принята Директива 97/9/ЕС «О компенсационных системах защиты прав инвесторов», согласно которой каждое государство Евросоюза должно внедрить в своей юрисдикции как минимум один механизм защиты прав инвесторов для обеспечения надлежащего уровня защиты их прав. Таким образом, розничным инвесторам должен гарантироваться равный минимальный уровень защиты при неспособности финансовой организации, клиентами которой они являются, выполнить свои обязательства перед клиентами.

Директива предполагает создание во всех странах Евросоюза компенсационных схем, к которым должны принадлежать все инвестиционные организации, осуществляющие операции с ценными бумагами. Компенсационные выплаты инвесторам осуществляются при неспособности инвестиционной фирмы отвечать по своим обязательствам перед клиентом, причем покрытие компенсационного механизма охватывает как финансовые инструменты, так и денежные средства инвестора. Максимальный размер компенсационной выплаты, установленный этой Директивой, составляет 20 тыс. евро.

Проект Закона о страховании инвестиций

Целесообразность создания механизмов снижения рисков для граждан при инвестировании на российском финансовом рынке через профессиональных участников рынка ценных бумаг фактически подтверждена в 2017 году, пока, правда, только в законопроекте. В настоящее время прообраз системы страхования ИИС на рынке ценных бумаг отражен в проекте Закона N 76910-7 «О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах». Указанный законопроект 21 июня 2017 г. принят Госдумой в первом чтении. Особенностью законопроекта является закрепление в качестве оператора фонда страхования инвестиций АСВ. Предполагается, что фонд системы страхования инвестиций будет отделен от фонда системы страхования вкладов, также не будет допускаться перекрестное финансирование между указанными фондами. Однако, учитывая, что согласно законопроекту система страхования инвестиций не гарантируется и не обеспечивается государством в случае дефицита фонда страхования инвестиций, возложение на АСВ функций страховщика может привести к ложному восприятию застрахованными лицами сути предоставляемых гарантий по аналогии с действующей системой страхования вкладов.

Стремление создать систему страхования инвестиций на рынке ценных бумаг можно только приветствовать, надеясь на скорейший счастливый результат. Сейчас работа по формированию надежной защиты прав потребителей финансовых услуг продолжается, в частности, переосмыслены подходы по финансовому институту — оператору данной системы страхования.

В настоящее время к законопроекту готовится проект поправок ко второму чтению. С большим удовлетворением можно свидетельствовать, что среди возможных вариантов рассматривается предложение по привлечению Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров для участия в системе гарантирования на рынке ценных бумаг. Реализация этого сценария развития для рынка принесет очевидный позитив в обеспечении быстрого запуска системы защиты инвесторов с минимальным периодом моратория по потенциальным «страховым случаям», особенно учитывая накопленный более чем за 20-летний период работы фонда опыт, а также развитую организационную инфраструктуру фонда в регионах России.

Вне всякого сомнения, создание системы страхования ИИС на российском финансовом рынке ценных бумаг — это важный шаг в защите интересов инвесторов и огромный скачок в формировании доверия населения к финансовому рынку. Поскольку наличие системы защиты прав инвесторов обусловливает развитость соответствующего финансового рынка, российский рынок сможет занять достойное место в ряду развитых финансовых рынков других стран, а также среди старейших международных компенсационных систем США и Канады, создание которых уходит своими корнями в далекие 70-е годы прошлого века. Создание надежной системы защиты прав инвесторов в России вполне может произойти уже в следующем, 2019 году, что, безусловно, важно для национального, частного, неквалифицированного инвестора.

Что требуется учесть для создания такой национальной системы защиты прав инвестора, которая будет противостоять текущим и, самое главное, будущим опасностям на финансовом рынке?

Существующий международный опыт показывает, что создание компенсационных систем в основном положительно влияет на развитие соответствующего сегмента финансового рынка. При этом функционирование компенсационных механизмов, являясь одним из элементов системы, обеспечивает ее целостность и позитивно отражается в том числе на уровне государственного регулирования соответствующего сегмента финансового рынка. Поэтому в решении проблемы развития и качественного совершенствования рынка важно использование международного опыта, лучших практик в данной сфере с учетом специфических особенностей национальной экономики, государственного регулирования и российского рынка.

Наиболее предпочтительным и распространенным в мировой практике подходом признается создание формализованных (императивных) систем защиты владельцев личных сбережений. Обычно это так называемые системы гарантирования инвестиций: на законодательном уровне определяются типы финансовых инструментов, подлежащих гарантированию, предельный размер выплачиваемого инвесторам страхового возмещения.

Среди наиболее дискутируемых теоретических вопросов, связанных с созданием имущественных систем защиты, выделяется так называемая проблема морального вреда (moral hazard). Введение механизма гарантирования инвестиций в определенной мере способно провоцировать финансовые институты на более рискованное поведение. В условиях, когда инвесторы уверены в том, что они не понесут убытков в случае банкротства участников, у них нет стимулов к тому, чтобы осуществлять тщательный мониторинг финансового состояния и операций профучастников. В этом случае инвесторы не оказывают на профучастников дисциплинирующего воздействия, что может провоцировать их акционеров и менеджеров на использование привлеченных от населения и субъектов экономики средств для осуществления неоправданно рискованных операций, вплоть до мошеннических.

Определенные механизмы, положенные в основу функционирования компенсационной системы, также могут способствовать снижению опасности появления проблемы морального вреда. Среди таких механизмов можно назвать:

  • — разумное ограничение размера возмещения, выплачиваемого инвестору;
  • — исключение из числа защищаемых отдельных видов финансовых инструментов и отдельных категорий квалифицированных (неквалифицированных) инвесторов;
  • — установление зависимости размера взносов, уплачиваемых в компенсационную систему, от уровня риска, ассоциирующегося с каждым из участников системы;
  • — использование механизмов пропорционального (частичного) страхования (co-insurance), когда возмещению подлежит не вся сумма депозитов, а определенный процент.

Например, в одной из директив Евросоюза допускается страхование с франшизой не более 10%.

Риски дефолта фонда страхования

Еще одной проблемой, которая нуждается в теоретическом осмыслении и практическом разрешении при создании компенсационной системы, является проблема необоснованного отбора (adverse selection). Суть данной проблемы заключается в том, что наличие страховой защиты представляется более важной для более слабых участников, позволяя им быть конкурентоспособными с точки зрения возможности привлечения инвестиций. В связи с этим более слабые финансовые институты имеют больше стимулов для вступления в компенсационную систему, чем те, кто не испытывает проблем в финансовом плане. Решение этой проблемы обеспечивается за счет введения обязательного членства всех финансовых институтов данной категории в системе, а также установления дифференцированной шкалы взносов в систему для участников с разным уровнем рисков.

В обосновании к вышеуказанному законопроекту страхования ИИС игнорируется возможность наступления крупного страхового случая системообразующего участника, что может привести к дефолту системы страхования ИИС.

При этом согласно исследованию, проведенному Московской биржей и Национальной ассоциацией участников фондового рынка, подтверждено, что 90% ИИС консолидируются в семи крупных профучастниках, что существенно увеличивает вероятность наступления такого события.

Таким образом, предположение о невозможности «страхового случая» в системообразующем участнике становится критически рискованным. Иначе говоря, положения законопроекта не предоставляют возможности нивелировать риск дефолта системы страхования ИИС.

Еще одна опасность заключается в ограниченном принципе распределения субсидиарной финансовой ответственности участников ИИС.

В законопроекте «О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах» содержится новация, согласно которой финансовая ответственность участников системы страхования распределяется между всеми добросовестными участниками рынка в случае причинения ущерба мошенническими действиями недобросовестных участников.

Отсутствие обязательств государства для обеспечения финансовой стабильности системы требует возмещения причиненного гражданам ущерба в полном объеме всеми участниками рынка. Однако рассматриваемым законопроектом возмещение причиненного мошенниками вреда иным участникам рынка в полном объеме не предусмотрено, оно ограничивается лишь предельным размером взноса участников системы.

Риск дефицита ликвидности у оператора фонда страхования ИИС, при возможном возникновением дополнительных «страховых случаев», приведет опять к дефолту системы страхования ИИС.

Таким образом, дальнейшими последствиями кризисной ситуации будет достижение обратного эффекта в соответствии с вышеуказанными целями в части защиты прав инвесторов.

Целесообразно погасить любой дефицит системы страхования ИИС за счет дополнительного неограниченного взноса участников системы.

Аналогичный подход используется в компенсационной системе Великобритании (FSCS) вкупе с предоставлением кредитной линии от Федерального казначейства. При отсутствии таких норм финансовая стабильность системы и оператора находится под значительной угрозой и достижение цели защиты прав инвесторов не обеспечивается.

Острой проблемой является то, что предложенная архитектура системы страхования инвестиций не готова к современным вызовам мошенников.

Такие актуальные проблемы АСВ, как дробление вкладов, ведение двойной бухгалтерии и «забалансовых вкладов», утрата и намеренное уничтожение финансовой (бухгалтерской) и иной отчетности, а также последующая реализация процедур по истребованию финансовых средств и имущества у недобросовестного менеджмента и собственников в ходе судебных процедур, в анализируемом законопроекте применительно к работе системы страхования инвестиций не урегулированы.

Новая компенсационная система столкнется со сложными вызовами, что при отсутствии обязанности государства предупредить дефолт системы страхования ИИС, очевидно, приведет к фатальным последствиям для деятельности компенсационной системы.

В большинстве стран ответственность за своевременное вмешательство лежит на пруденциальном надзоре, как и ответственность за раннее выявление проблемных компаний.

Виды финансовых мошенничеств

Наиболее частыми правонарушениями являются:

  • — фальсификация финансовой отчетности (других документов);
  • — удаление или уничтожение финансовых документов и (или) электронных баз данных;
  • — сокрытие убытков, перекредитование, заменяющее плохие активы другими плохими активами;
  • — предоставление руководителям (другим заинтересованным сторонам) вводящей в заблуждение или неверной информации;
  • — избегание ответственности, халатность со стороны руководителей (других исполнителей).

Мошенничеством в гарантировании сбережений является действие, которое вызывает или может вызвать незаконную выплату возмещения лицу, не имеющему страхового покрытия, или сверх установленного лимита страхового покрытия.

Могут быть выделены следующие виды часто встречающихся мошенничеств в сфере страхования сбережений и инвестиций:

  • подмена незастрахованных инвесторов застрахованными;
  • «дробление» депозитов по «вкладчикам». Деньги «перекидываются» на счета физических лиц;
  • включение поддельных вкладчиков (депозитов) в реестр гарантированных обязательств;
  • создание поддельных документов.

Мероприятия по предупреждению финансовых мошенничеств

Опираясь на международный опыт гарантирования сбережений, можно выделить следующие мероприятия по предупреждению мошенничества в этой области:

  • — установление необходимых требований по безопасности к участникам по отношению к их IT-системам и особенно по базам данных по депозитам, периодическая проверка точности отражения в учете информации, связанной с депозитами;
  • — предоставление страховщику полномочий расследовать сделки с депозитными счетами;
  • — предоставление страховщику полномочий отказать в выплате возмещения пайщикам, чьи требования считаются мошенническими;
  • — реализация политики информирования общественности с целью разъяснения, какие действия подлежат судебному преследованию, являются незаконными, о раскрытых преступлениях в этой области;
  • — эффективное преследование виновных лиц, чьи действия способствовали мошенничеству в области страхования инвестиций.

Практика показывает, что оптимальное время в любой стране для создания систем имущественной защиты — когда экономика и финансовая система являются стабильными и расширяются, а финансовые учреждения адекватно капитализируются. Тем не менее история свидетельствует, что подобные идеальные ситуации редко существуют. Обычно во время экономического роста мало внимания уделяется принятию мер, которые были бы полезны в период экономического спада или других экономических трудностей. Законодатели, государственные органы, органы надзора и финансовые институты предпочитают, чтобы меры по созданию компенсационных систем принимались сразу после финансового кризиса.

Стабильность финансовой системы достигнута, когда преодолены последствия финансовых кризисов, финансовая система «очищена» от «слабых» финансовых институтов. Главное, чтобы создаваемая система не подрывала рыночной дисциплины, а своим существованием способствовала поддержанию стабильности национальной финансовой системы. При этом, создавая систему защиты инвестиций, необходимо осознавать, что она не является панацеей от возникновения финансовых кризисов.

В действительности нельзя ожидать, что система защиты инвестиций будет способна справиться с массовыми банкротствами участников — для этого она должна располагать огромными ресурсами, накопить которые практически невозможно без возложения на участников непосильной нагрузки по ее финансированию.

Гарантирование сбережений увеличивает потребность в надлежащем надзоре. Вместе с тем оно является лишь частью сети финансовой безопасности, и есть другие официальные мероприятия, которые направлены на защиту инвесторов от риска утраты их средств. Страхование инвестиций не подменяет, а дополняет эти меры.

И все-таки на сегодняшний день в подавляющем большинстве случаев мировой опыт демонстрирует положительное влияние введения системы страхования вкладов на развитие финансового сектора.

Будущее российского финансово-экономического сектора

Известный экономист Роберт Калл, проведя эконометрический анализ индикаторов экономического развития 42 стран мира за период 1980 — 1995 годов с использованием статистического базиса, пришел к выводу о существовании устойчивой положительной связи между системой страхования вкладов, ростом и стабильностью финансового рынка страны и темпами экономического развития. В процессе исследования экономист выяснил, что страны, в которых была введена система страхования вкладов, также характеризуются высокими темпами экономического роста и стабильностью финансового сектора.

Изменение контроля и надзора за деятельностью профучастников в целях функционирования компенсационной системы, проверка участников со стороны СРО при входе в систему решат проблему мошеннических организаций, «мимикрирующих» под добропорядочных участников.

Между тем несомненно, что присущий компенсационным системам негативный эффект, вызванный проблемой «морального риска», может быть преодолен с помощью эффективного регулирования, которое должно включать в себя действия, направленные на раскрытие участником необходимой и достаточной информации, а также усиление и развитие частного контроля за деятельностью менеджмента со стороны инвесторов.

В законопроекте «О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах» не нашли своего отражения директивы Европейского парламента по созданию компенсационных механизмов. В Директиве Европейского парламента четко сформулирована необходимость компенсации 90% финансовых средств инвесторов, что представляется важным для снижения уровня морального вреда, причиненного гражданам в отношении к возможностям финансового рынка и нивелирования часто встречающегося явления в виде «серийного вкладчика» в банковском секторе российского финансового рынка.

Полностью сформированная государственная система по защите личных сбережений пайщиков будет исключительно обременительна для государства, что в текущей экономической ситуации не представляется возможным реализовать.

В настоящее время значительный риск для потребителей финансовых услуг заключается в том, что российский финансово-экономический сектор может подвергнуться серьезному структурному изменению в ближайшие годы.

Экономическая нестабильность, существенное замедление темпов экономического роста, падение потребительского спроса населения, сокращение доходов и накоплений домохозяйств, снижение уровня инвестиций, а также санкционное давление на Россию ограничивают возможности российской экономики, существенно препятствуя ее развитию, в том числе на финансовом рынке. В последние годы на фоне стагнирующего финансового рынка накопившиеся диспропорции развития и нерешенные проблемы на этом рынке получают соответствующее кризисное решение. Существует достаточно большая вероятность, что финансовый рынок в ближайшие годы войдет в зону турбулентности, что создает существенные риски для инвесторов. Мошенники и недобропорядочные институты все еще будут в краткосрочной перспективе творить зло на российском финансовом рынке.


Вы читали статью «Системы страхования инвестиций». Источник «Российская газета»

Еще статьи в рубрике «Надзор»
2.7/5 - (49 голосов)
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.