Социальное значение раскрытия информации в ГИС ЖКХ

А.Б. Рыжов руководитель регионального центра общественного контроля ЖКХ Нижегородской области

1

Значение раскрытия информации для ЖКХ.

Большинство наших сограждан имеют доступ или условия для доступа, в т. ч. мобильного, в сеть Интернет. Поэтому доступ к информации через интернет-сервисы
в современных условиях объективно наиболее доступен.
Обсуждение способов предоставления гражданам информации с руководителями ряда организаций общественного контроля ЖКХ уже в 2014 г. показало предпочтительность использования сети Интернет как наиболее надежного, достоверного источника информации, обеспечивающего к тому же возможность объективного установления факта размещения информации.

Утверждение Правительством РФ стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса, стандартов раскрытия информации организациями, управляющими многоквартирными домами, включение раскрытия информации в механизм лицензирования управляющих организаций, а в итоге принятие Федерального закона от 21.07.2014 № 209­-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Закон № 209­-ФЗ) и внесение изменений в Жилищный кодекс РФ создали предпосылки для эффективной защиты интересов потребителей.

Официальные информационные системы в ЖКХ, в частности reformagkh.ru, уже сыграли большую положительную роль в информировании граждан о реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185‑ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части мероприятий расселения аварийного жилья и капитального ремонта многоквартирных домов, в обеспечении общественного контроля, лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

Применение подобных систем позволяет в т. ч.:

  • контролировать своевременность представления ответов на обращения граждан; исключить двойное управление домами, двойные платежки;
  • отслеживать наличие протоколов общих собраний, решений собственников и договоров управления; проверять их подлинность;
  • проверять основания действий управляющей организации и РСО;
  • контролировать начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Исправление ошибок системы.

Не все проекты компьютеризации деятельности организаций успешно внедряются. Один из важных препятствующих факторов — противодействие лиц, не желающих тратить усилия на освоение автоматизированного рабочего места, недовольных изменениями привычных процессов и структуры взаимоотношений в организации, в т. ч. не желающих отдавать в информационную систему информацию, владение которой дает им некую власть. Преодоление такого сопротивления возможно лишь при наличии воли и активном вовлечении руководства. В некоторых организациях ведение учета вне корпоративной системы, например в отдельном файле Excel, карается немедленным увольнением.

Исходя из аналогии между процессами создания и внедрения корпоративных информационных систем и ГИС ЖКХ, можно предположить, что фактор сознательного сопротивления внедрению ГИС ЖКХ будет играть заметную роль.

Часть участников рынка прямо заинтересованы в отсутствии системы раскрытия информации. И они будут стремиться к дискредитации, откладыванию сроков внедрения ГИС, сворачиванию программы, сокращению перечня раскрываемой информации и снижению практической ценности раскрытия информации для пользователя, смягчению ответственности за нарушения в сфере размещения информации. В ход тут могут пойти и лоббирование, и кампания дискредитации в социальных сетях и СМИ, а со стороны криминальных структур также и саботаж.

В этой связи цель данной статьи — укрепить решимость лиц, принимающих законодательные и управленческие решения, в полном объеме реализовать революционный потенциал ГИС ЖКХ. Участники рынка высказывают свое недовольство трудоемкостью введения больших объемов информации, техническими трудностями, длительным временем отклика, обязанностью вводить излишнюю, на их взгляд, информацию.

Увы, наши государственные онлайн-­сервисы пока менее удобны, чем задающие потребительские стандарты интернет­-сервисы лидеров глобальной IT­-индустрии, инвестиции в которые составляют астрономические суммы.

Решения от лидеров IT-индустрии

Если интернет-­интерфейс ГИС ЖКХ работает медленно, проблему длительного отклика портала могут решить качественные клиентские приложения для небольших поставщиков информации в ГИС ЖКХ, в которые информацию можно экспортировать или внести вручную, и впоследствии она будет передана в ГИС ЖКХ в порядке автоматической очереди. Клиентские приложения для потребителей, особенно мобильные, позволят популяризовать ГИС ЖКХ и среди граждан.

Однако продуктивная дискуссия о технических проблемах не должна подменяться утверждениями о якобы нецелесообразности ввода той или иной информации. Задача государства — создать условия для реализации гражданами права на жилище. И обеспечение благоприятных условий для бизнеса может рассматриваться только как элемент решения основной государственной задачи.

Например, критике подвергается обязанность вводить все номера ИПУ, сроки их очередной поверки. Однако наличие/отсутствие ИПУ серьезно влияет на порядок расчета платы граждан за коммунальные услуги, расчеты платы за коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды. А с включением данной платы в состав платы за содержание общего имущества ИПУ станет фактором взаимоотношений собственников помещений в доме с управляющей организацией.

Необходимо помнить, что обеспечение раскрытия информации — важная политическая задача, демонстрирующая волю государства пойти навстречу потребителям и обеспечить восстановление баланса интересов (не только объективное, но и субъективно воспринимаемое).

Раскрытие информации в условиях в целом сбалансированного в части интересов потребителей и участников рынка законодательства укрепит законность в реальной практике ЖКХ, ликвидирует часть фактической власти участников рынка.

Необходимые меры

В части законодательного обеспечения баланса интересов потребителей и управляющих организаций и ТСЖ, помимо обеспечения информационной открытости, рекомендуется принять ряд мер, в частности:

  1. полностью вывести из процесса регистрации граждан по месту жительства и пребывания жилищные организации;
  2. исключить из всех подзаконных нормативных правовых актов, связанных с реализацией прав граждан, указания на предоставление справок, выдаваемых жилищными организациями, за исключением справок об отсутствии задолженности за жилье и коммунальные услуги и о наличии соглашения о погашении задолженности;
  3. запретить деятельность информационно-­расчетных центров ЖКХ, не интегрированных с ГИС ЖКХ;
  4. направлять копию протокола общего собрания собственников помещений в орган государственного жилищного надзора без «странного» посредничества управляющей организации, правления ТСЖ, ЖК, ЖСК (ч. 1 и 1.1 ст. 46 ЖК РФ).

 

 

 

2.8/5 - (10 голосов)
1 Комментарий
  1. Davidunoma говорит

    Значение ГИС ЖКХ только одно… не печатное 🙂

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.