Разрешение на строительство на практике

Разрешительная документация на строительство. СПРАВКА

0

Разрешение на строительство на практике

Возведение объектов недвижимости само по себе дело долгосрочное и требующее больших финансовых вливаний. Но кроме этого застройщик сталкивается с необходимостью общения с бюрократической машиной, требующей оформления и представления огромного количества документов. Сегодня мы поговорим о том, какие документы компания обязана получить на всех стадиях строительства, а также расскажем, чем чревато для застройщика небрежное отношение к соблюдению установленного законом порядка строительства и введения в гражданский оборот объектов недвижимости. Итак, как выглядит Разрешение на строительство на практике.

Получаем разрешение на строительство

После подготовки проектной документации и получения положительного результата по итогам проведения государственной экспертизы девелопер вправе обратиться за получением разрешения на строительство. Именно этот документ дает застройщику право осуществлять строительство, а также реконструкцию объекта капитального строительства (ст. 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом ее межевания, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории. Оно также подтверждает допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Пакет документов: перечень исчерпывающий

Формы разрешения на строительство, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждены Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». В столице указанные разрешения выдает Комитет государственного строительного надзора г. Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17.04.2012 N 145-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы «Выдача разрешения на строительство» и «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию«.

Для получения разрешения на строительство застройщик обращается в уполномоченный орган напрямую или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с соответствующим заявлением и прилагаемым к нему пакетом документов. В него входят, в частности, правоустанавливающие документы на земельный участок, его градостроительный план, выданный не ранее трех лет до дня обращения за выдачей разрешения на строительство, проектная документация и положительное экспертное заключение на нее, а также иные документы, предусмотренные п. 7 ст. 51 ГрК РФ. Ряд документов (например, градостроительный план земельного участка, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, если оно было предоставлено застройщику) уполномоченный орган получает от государственных органов путем направления межведомственных запросов.

Разрешение на строительство на практике

Для отдельных случаев законом предусмотрены дополнительные требования к составу документов, представляемых заявителем для получения разрешения на строительство. Так, например, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения такого объекта, а также описание его внешнего облика (п. 9 ст. 51 ГрК РФ).

Если требуют дополнительные документы

Установленный законом перечень документов для выдачи разрешения на строительство является исчерпывающим, поэтому уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя представления каких-либо дополнительных документов, при этом отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен в судебном порядке (п. 10, 14 ст. 51 ГрК РФ).

Если, скажем, в составе пакета документов, представленных заявителем на получение разрешения на строительство, будет отсутствовать проектная документация или она будет не соответствовать градостроительному плану земельного участка, то в выдаче разрешения ему будет отказано правомерно на основании п. 13 ст. 51 ГрК РФ (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2018 N Ф02-138/2018, Ф02-773/2018, от 15.02.2018 по делу N А33-7633/2017). Если же такого рода нарушений им не будет допущено, а имеющиеся недостатки окажутся несущественными (например, неправильное оформление пояснительной записки к проектной документации и др.), то оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имеется (постановление АС Московского округа от 24.03.2017 по делу N Ф05-2580/2017).

Как мы уже сказали, перечень документов для получения разрешения на строительство является исчерпывающим. Но, несмотря на это, на практике многие заявители с целью ускорения процесса получения разрешения выполняют дополнительные требования уполномоченного органа, не основанные на законе. Вместе с тем и такая покладистость не всегда гарантирует положительный результат. В результате заявитель все равно обращается в суд за защитой своих прав. Уполномоченный орган при этом в ходе судебного разбирательства не вправе ссылаться на добровольное исполнение заявителем таких дополнительных требований. Сам по себе данный факт правового значения для разрешения спора не имеет и о законности принятого решения об отказе в выдаче разрешения на строительство не свидетельствует (постановление АС Центрального округа от 26.06.2017 по делу N А09-12903/2016).

Вносим в разрешение изменения

Закон не предусматривает необходимость получения нового разрешения на строительство в случае перехода прав на земельный участок от одного застройщика к другому или образования одного земельного участка из нескольких. В таких случаях новый правообладатель земельного участка вправе осуществлять строительство на основании первоначально выданного разрешения. При этом он обязан уведомить уполномоченный орган о возникновении у него соответствующих прав. А последний вносит в ранее выданное разрешение необходимые изменения (ч. 21.5 — 21.7, 21.10 и 21.14 ст. 51 ГрК РФ).

Данная процедура не может быть использована заявителем в том случае, когда под предлогом внесения изменений в выданное ему разрешение на строительство фактически речь идет о возведении иного объекта недвижимости, отличающегося по своим параметрам от того, что был изначально согласован.
Например, в одном деле заявитель просил внести изменения в разрешение на строительство, ссылаясь на то, что в процессе строительства выявились неблагоприятные для застройки факторы, связанные с проведением инженерно-геологических изысканий. Между тем, как следовало из материалов дела, фактически заявитель добивался согласования возможности вместо двух многоквартирных домов построить сразу три, причем большей этажности. Однако такая возможность могла быть им реализована исключительно в рамках процедуры получения нового разрешения на строительство с согласованием измененных параметров, а не путем переоформления ранее выданного разрешения (постановление АС Северо-Кавказского округа от 31.07.2017 по делу N А32-32410/2016).

Действие разрешения во времени

Срок действия выданного разрешения на строительство может быть продлен при условии, если до его истечения застройщиком начаты строительные работы и при этом он обратился за продлением не менее чем за 60 дней до его окончания. В судебной практике нарушение такого срока не признается существенным. Считается, что единственным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство может являться только то, что заявитель не приступил к началу строительства объекта недвижимости (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 07.03.2017 N Ф02-99/2017).

Так, в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 20.03.2018 по делу N А63-8660/2017 арбитры прямо указали, что незначительный пропуск срока на обращение с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство не может являться достаточным основанием для отказа в таком продлении, поскольку все остальные требования заявителем при подаче такого заявления были надлежащим образом выполнены. Заявитель достраивал многоквартирный дом на земельном участке, строительство которого не смог выполнить до конца первоначальный застройщик, попавший в процедуру банкротства. У заявителя были корректно оформлены арендные отношения по земельному участку и иные документы, связанные с реализацией девелоперского проекта.

Однако в любом случае с таким обращением лучше не тянуть, поскольку нельзя исключить, что подход судов может измениться в сторону ужесточения требований к заявителю.

Действие разрешения на строительство может быть прекращено досрочно в таких исключительных случаях, как изъятие земельного участка, на котором ведется строительство, для государственных и муниципальных нужд, расторжение договора аренды участка или отказ от права собственности или иных прав на него (ч. 20 и 21.1 ст. 51 ГрК РФ). Следует учитывать, что расторжение договора аренды является основанием для прекращения выданного разрешения на строительство, а не причиной для отказа в его выдаче. Поэтому, если при оспаривании отказа выяснится, что на момент обращения заявителя в уполномоченный орган имеющийся у него договор аренды земельного участка являлся действующим, такой отказ будет считаться незаконным, даже если на момент судебного разбирательства договор аренды будет прекращен (постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.05.2017 N Ф04-955/2017).

Когда без разрешения можно обойтись

В ряде случаев законом не установлена обязанность застройщика получать разрешение на строительство. К их числу относятся, например, возведение и реконструкция объектов некапитального строительства (киоски, навесы и др.), изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Не нужно получать указанное разрешение на строительство сооружения, которое по своим функциональным характеристикам выполняет вспомогательные и обслуживающие функции по отношению к земельному участку, на котором оно размещено. Например, различные бетонные замощения, асфальтовые покрытия, берегоукрепления и иные сооружения, которые, по сути, представляют собой улучшения земельного участка, могут быть возведены на нем без получения разрешения на строительство. Соответственно, предприниматель не вправе настаивать на выдаче такого документа, а орган местного самоуправления, который его все-таки выдал, в дальнейшем вправе его отменить, поскольку изначально у него не было законных оснований для его выдачи (постановление АС Дальневосточного округа от 28.12.2017 N Ф03-5015/2017).

В столице в настоящее время действует Постановление Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП «О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется», в котором указаны работы по объекту капитального строительства, не требующие получения указанного документа. Например, по многоквартирным домам к таким работам относятся переустройство, перепланировка жилых и нежилых помещений, замена инженерных систем, лифтового оборудования, отдельных панелей самонесущих наружных стен с проведением мероприятий по обеспечению устойчивости положения вышележащих панелей и др.

Следует отметить, что осуществление строительства, реконструкции и капитального ремонта тех или иных объектов капитального строительства вправе осуществлять застройщик или привлеченные им подрядчики при условии, если они состоят в саморегулируемой организации в соответствующей области. При этом подрядчики, в свою очередь, для выполнения отдельных строительных и иных работ могут привлекать других лиц (ст. 52 ГрК РФ). При осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства с целью оценки соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов требованиям проектной документации заказчик осуществляет строительный контроль. Помимо строительного контроля за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом также осуществляется государственный строительный надзор (ст. 53 — 54 ГрК РФ) в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».

Разрешение на строительство на практике

Разрешение на строительство готово: что дальше?

Застройщик после получения разрешения на строительство обязан представить в уполномоченный орган сведения о площади, высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения. Он также обязан представить один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий ряда разделов проектной документации. Речь идет о схеме планировочной организации земельного участка, перечне мероприятий по охране окружающей среды, по обеспечению пожарной безопасности, соблюдению требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов и доступа инвалидов к объектам (п. 18 ст. 51 ГрК РФ).

Внесение изменений в разрешение
(в т.ч. Продление разрешения на строительство)

Согласно ч. 21.14 ст. 51 ГрК РФ решение о внесении изменений в разрешение на строительство принимается органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, в течение семи рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство).

Заявителем в этом случае может выступать:

  • — приобретатель прав или земельного участка, в отношении которого выдано разрешение на строительство (ч. 21.5 ст. 51 ГрК РФ);
  • — приобретатель прав или земельного участка, образованного из нескольких земельных участков, в отношении которых или одного из которых выдано разрешение на строительство (ч. 21.6 ст. 51 ГрК РФ);
  • — приобретатель прав, одного или всех земельных участков, образованных путем перераспределения или выдела их из тех земельных участков, в отношении которых выдано разрешение на строительство (ч. 21.7 ст. 51 ГрК РФ);
  • — новый владелец лицензии на пользование недрами (ч. 21.9 ст. 51 ГрК РФ).

Требования к порядку направления уведомления и его содержанию отражаются согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 210-ФЗ в соответствующем административном регламенте.

Выдача разрешения на строительство, внесение в него изменений, продление являются государственными услугами, порядок оказания которых регулируется как на федеральном, так и на местном уровнях.

Обязательные требования к таким услугам содержатся в ГрК РФ. Порядок же их оказания отражается в административных регламентах, утвержденных в отношении того или иного органа, оказывающего государственные и муниципальные услуги.

Продолжение статьи читайте тут


Вы читали статью «Разрешение на строительство на практике»

По материалам «Новая бухгалтерия»

Еще статьи в рубрике «Судебная практика»
3/5 - (2 голоса)
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.