Можно ли парковать машину во дворе дома?

Кто может парковать машину у дома: жители или гости?

0

Можно ли парковать машину во дворе дома?

Осенью прошлого года весь Интернет облетела новость о том, что якобы Верховный суд запретил жильцам парковать свои машины возле МКД, разрешалась только гостевая стоянка. Кто-то обрадовался этому, а кто-то посчитал это бредом. Виной всему были нечеткие формулировки действующих правовых актов и самого судебного акта (Определение ВС РФ от 01.11. 2018 г. № АПЛ18-470).

Напомним, что все жители многоквартирных домов в отношении проблемы парковки машин во дворе дома разделись на два конфликтующих лагеря: «с машиной» и «без машины». Автомобилисты в свою очередь разделились на две противоборствующие группировки: «паркующиеся только во дворе дома» и «оставляющие машины на платной парковке или в собственном гараже». Ну, и отдельно выделим немногочисленную, но очень заметную группировку «хамов», паркующихся на газонах и тротуарах. А теперь вспомним вкратце, как восприняли вышеуказанный судебный акт каждая из противоборствующих сторон.

Позиция «неавтомобилистов» (безмашинных)
и
автомобилистов, паркующихся на платной стоянке или в гараже

1) О простых смертных суд подумал — хватит терроризировать жителей многоквартирных домов автопомойками и колеями на газонах вместо цветочных клумб и детских игровых площадок.

2) Купил машину будь добр купить и гараж. А иначе твоя машина — это бомж.

3) Как правило, безмашинных больше. И почему они должны созерцать чужие машины во дворе, содержать дворника, который убирает двор за этими машинами. Для автомобилистов это – халява.

4) Купив квартиру за 5 млн., я ни хрена не хочу протискиваться к подъезду по заставленному машинами тротуару из-за того, что тебе прогуляться лень до гаража.

5) У меня нет автомобиля; но доля в моей придомовой территории как собственника у меня есть. Отдайте мне мою долю, а я сдам ее в аренду любому соседу…

6) Машину купить деньги есть, бензином дорогим заправить тоже, а вот на платную стоянку – денег нет, мы – нищие! Уже до того обнаглели прямо под окнами ставят в 2 метрах от окна…

7) В кагорте автомобилистов есть юродивые юзилы, которым элементарное уважение друг другу до одного места. Паркует свой авто у входа в многоквартирный дом, чуть ли не заезжая на ступени крыльца. Они просто не уважают жильцов дома!

8) Скорее бы уж начинали штрафовать их или забирать машины эвакуаторами. Газонов вообще не осталось. По ночам гудят двигатели — прогреваются. А сопляки в своих жестянках так врубают динамики, что уснуть невозможно даже на пятом этаже.

9) Остановка и стоянка для высадки пассажиров, выгрузки грузов и тому подобное в дневное время никому не запрещены (ни гостям, ни собственникам квартир), а вот использование территории как гаража не допускается. Ответ на вопрос: «Где мне ставить машину?» — прост. В гараж или на платную стоянку!

парковать машину

Позиция автомобилистов, паркующихся во дворе

1) Я у себя дома — самый лучший гость. И я плевал на этот вердикт суда! Скоро и жильцам постоянно жить запретят в своих квартирах, только в гости к себе ходить. Что за бред!

2) Сейчас мейнстрим — искать всевозможное зло в других людях — это от них мусор, экология, не хотят быть как «все», не хотят платить и т.д. Выходом называют различные варианты кнута- штрафы, поборы и т.д. Мотивации не предусматривается или предусматривается в далеком светлом будущем.

3) С таким подходом, автовладельцы просто избавятся от машин. Новых приобретать никто не будет. Остановятся автозаводы, закроются автосервисы, автомойки. И тогда «неавтомобилист», возвращаясь домой с поисков работы, получит оглоблей по умной голове и будет ограблен высвободившейся рабочей силой.

4) Буду ставить машину у дома на против, там я — гость. Я не могу ставить в своем дворе, закон не велит, и Верховный Суд это подтвердил. А вот гости имеют право ставить свои машины в моем дворе, в котором они не живут. Такая же ситуация в соседнем дворе. Далее: сосед, живущий в соседнем доме, который стоит напротив моего дома, судя по закону может ставить свою машину во дворе моего дома, как гость. И я могу ставить свою машину в соседнем дворе напротив дома моего, как гость. И так моя машина стоит в соседнем дворе законно, и машина соседа стоит в моем дворе тоже законно. Вопрос нашему справедливому Верховному суду: А какая хрен разница если моя машина и соседа стоят во дворах по желанию ВС, если бы они стояли в каждом своем дворе? Ответ: НИКАКОЙ!

Читайте также статью «Придомовая территория»

5) Тогда не надо продавать автомобили жильцам многоквартирных домов, у которых нет собственного гаража, а вблизи от дома в радиусе 1 км нет свободных мест на автостоянках. А то, как наживаться на гражданах автодилерам и ипотечным банкам, налоги государству заплати, а ставить авто нельзя?! Надо как раз наоборот сделать и закон принять, чтобы жильцы многоквартирного дома могли ставить рядом с домом автомобили до 150 л.с., а вот «незваные гости», которые оставляют рядом с чужими домами свои авто на срок более 12 часов, были бы эвакуированы с придомовой территории и оштрафованы. Ну и штраф за парковку на газонах повысить. А еще некоторые паркуют автобусы и грузовички, на которых работают. Таких штрафовать крупно!

6)  В нашем районе две платные парковки, забитые под завязку. При этом дворы и обочины тоже заставлены машинами. Отсюда вывод, что в дворе паркуют машины те, кому не хватило места на платной парковке. Если бы места на парковке были, то люди не ставили свои машины во дворе. Так что финансы тут вовсе не при чем.

7) Желание получить удобство и сэкономить время – это нормально. Это здоровье, это деньги. Вот, например, сейчас скользко, в моем городе последние двое суток травмпункты переполнены. Опасно ходить вечером из-за криминала. Еще время — это деньги. А ведь можно это время можно потратить на семью, отдых, здоровье, а можно на работу, что бы поднять уровень своей жизни и т.д.

8) Конечно же мешает, мешает равнодушно смотреть на машину во дворе в окно, сидя за стаканом барматухи. А на душе висит «жаба» и так давит, аж глаза на лоб вылазят. Нынче за сданные бутылки на машину не насобираешь. Чаще всего эти противники машин во дворах — никогда их не имели. Вот и пишут во все инстанции, что дышать им нечем, пишут чисто из зависти, из злости.

А теперь разберемся с самим судебным актом без эмоций. Начнем с разбора понятий: что такое стоянка, автостоянка, гостевая стоянка, парковка?

Определения автостоянки в различных документах

Автостоянка – это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. (Постановление Правительства от 17.11.2001 № 795). Обратим внимание, стоянка – это объект, на котором оказываются услуги хранения машин.

Автостоянка – это здания, сооружения, площадки и помещения, предназначенные для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных средств (СП 113.13330.2016). Но в этом определении автостоянка – это уже не объект оказания услуг хранения машин, а просто территория, на которой хранятся машины.

Стоянка автомобилей — открытая площадка, предназначенная для хранения и (или) паркования автомобилей (СП 42.13330.2016, СНиП 2.07.01-89*, п.3.32).

Гостевая стоянка – это открытые площадки, предназначенные для паркирования легковых автомобилей посетителей жилой застройки (Постановлении Правительства Москвы от 25.01.2000 № 49).

Гостевая стоянка автомобилей — открытая площадка, предназначенная для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон (СП 42.13330.2016, СНиП 2.07.01-89*, п.3.7).

Следовательно, автостоянка – это либо коммерческая организация, либо просто территория. А гостевая стоянка – это только территория, предназначенная для парковки автомобилей в жилой зоне. Причем законодатель никак не регламентирует порядок пользования гостевой стоянкой, тем более по различным ограничениям (свой, чужой, владелец, водитель, «гость», продолжительность, периодичность стоянки и пр.). Это дело владельца (владельцев) земельного участка, на котором находится гостевая стоянка.

В противовес гостевой стоянке существует понятие «коммерческой автостоянки», где оказывают услуги по хранению автомобилей.

Парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Что-то запретил Верховный суд во дворах МКД?

Теперь вернемся к Определению ВС РФ от 01.11. 2018 г. № АПЛ18-470. Утверждение, что суд запретил жильцам парковать свои машины возле многоквартирных домов — выдумка. В определениях судов этого нет. Суд рассматривал дело по административному исковому заявлению Тепленичева Р.С. о признании частично недействующими пунктов 2.3, 2.10 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10. Читаем эти нормы права:

2.3. Отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.

2.10. На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых.

Чуть выше мы разобрали, что под «автостоянками» понимают либо коммерческую организацию, либо просто территорию. Причем, если используется термин «гостевая стоянка», то это только территория для парковки в жилой зоне.

А теперь читаем фрагмент судебного акта:

«Проанализировав пункты 2.3 и 2.10 Санитарных правил на соответствие положениям Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Закона об охране окружающей среды, Закона о противодействии терроризму, суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемые положения не вступают в противоречие с нормами указанных законов, которые не содержат запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории дворов жилых зданий. Кроме того, размещение в жилых зонах стоянок автомобильного транспорта прямо предусмотрено частью 3 статьи 35 Градостроительного кодекса. Иные нормативные правовые акты, обладающие в отношении оспариваемых норм Санитарных правил большей юридической силой, которые бы устанавливали такой запрет, отсутствуют. При таких обстоятельствах решение об отказе Тепленичеву Р.С. в удовлетворении административного искового заявления является законным.»

Далее, чтобы понять самую сложную (неоднозначную) формулировку суда, которую некоторые «авторы» вырывают из контекста судебного решения, прочитаем требования истца:

«В обоснование заявленного требования указал, что оспариваемые пункты Санитарных правил позволяют размещать на придомовых территориях стоянки автомобилей без соблюдения установленных санитарных разрывов от них до объектов застройки, в том числе фасадов жилых зданий, детских площадок, площадок для отдыха, игр и спорта, путем присвоения им статуса гостевых стоянок автотранспорта, что не обеспечивает соблюдение гигиенических требований к качеству атмосферного воздуха и уровню шума в жилой зоне. Считает, что возможность расположения парковки транспортных средств на придомовых территориях в условиях плотной городской застройки снижает антитеррористическую защищенность жилых многоквартирных домов и граждан, проживающих в них. Полагает, что Санитарные правила в оспариваемой части нарушают и не обеспечивают его права на охрану жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду и среду обитания.»

То есть административный истец был из числа «безмашинных» или автомобилистов, хранящих свой автомобиль на платной стоянке или в гараже. Заявитель фактически просил суд вообще запретить парковки во дворе дома; все стоянки, по его мнению, должны быть за пределами придомовой территории. Суд отказал истцу в его требованиях! То есть встал на позицию автолюбителей, потому что «третьего не дано»: или есть гостевая стоянка, или нет. Ну, а теперь самая сложная для восприятия фраза из судебного решения:

«Вопреки доводу апелляционной жалобы запрет размещения на территории дворов жилых зданий автостоянок кроме гостевых, содержащийся в оспариваемых пунктах нормативного правового акта, направлен на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Использование таких автостоянок иным образом, в том числе для постоянной парковки автомобилей жильцов, на что указывает административный истец в апелляционной жалобе, является нарушением положений Санитарных правил и не свидетельствует об их незаконности».

Вот в этой фразе усмотрели некий запрет на парковку жителям у своих домов. Однако Верховный суд не принимал никаких новых правил, никому ничего не запрещал, а лишь подчеркнул то, что существующие санитарные нормы направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Автомобили портят окружающую среду? Да. Автомобили жителей дома портят окружающую среду? Да, конечно. Но без автомобилей невозможно представить современную жизнь. Почему гостевые автомобили не отмечены как портящие среду? Ну, наверное, потому что они приезжают днем на несколько часов, а машины жителей, паркующихся постоянно, портят окружающую среду круглосуточно. Точней знают разработчики санитарных норм.

Поэтому ничего особенного после судебного акта не изменилось. Как портили машину окружающую среду, так и продолжают портить. И это нехорошо. Но про запрет парковать машину под угрозой каких-то санкций в Определении суда ничего не говорится. Паркуйтесь, но помните, что это загрязняет наш мир.

Можно ли парковать машину во дворе дома?

Что же касается собственно вопроса о парковках на территории общего имущества, то раздражает людей больше всего хамское отношение одних людей по отношению к другим. В этом случае необходимо учить «автохамов», а не воевать со всеми автолюбителями. К сожалению, при проектировании городов в России мало уделяют внимания парковочным местам и платным автостоянкам. Лет десять назад чиновники на перебой сообщали об открытии перехватывающих парковок, народных гаражей… Но куда всё это подевалось? Бесплатные перехватывающие парковки постепенно стали платными парковками, затем их закрыли, а на их месте возвели новые многоквартирные дома.


 

Еще статьи в рубрике «Содержание общего имущества»
Можно ли парковать машину во дворе дома?
5 (100%) 2 votes

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.